

В отличие от шоссейников, на гравийные велосипеды можно установить колёса разных стандартов – это и классические шоссейные 700C, и чуть меньшие по размеру 650B. Многие гравийные рамы сейчас совместимы с колёсами обоих стандартов.
И часто, покупая или заказывая гравийник, вы можете выбирать между этими двумя размерами колёс.
В чём же разница между ними, и какие преимущества и недостатки есть у каждого стандарта? Стоит ли купить два комплекта колёс с разными покрышками для различных условий?
В этой статье мы подробно разберём эти вопросы и поможем определиться, какой стандарт колёс подходит именно вам.
Что вообще значит "650B"? Название этого стандарта (который, вообще-то, совпадает по размеру со стандартом 27.5 дюймов для горных велосипедов) происходит из классической французской размерной сетки, как, собственно, и наименование 700C (эквивалентное 29 дюймам для горных велосипедов).
Число 650 здесь относится к примерному диаметру колеса вместе с покрышкой, а буква B – к примерной его ширине.
Мы говорим "к примерному", поскольку данное измерение включает покрышку, которая, разумеется, может иметь разный объём. И если быть точнее, внешний диаметр обода у колеса 650B составляет 584мм, а у колеса 700C – 622мм. Так, наверное, понятнее.
Впрочем, когда мы говорим о колёсах 650B для гревелов, этот стандарт обычно ассоциируется с более толстыми покрышками, потому что на велосипед можно поставить колёса меньшего диаметра с резиной большего объёма (в данном случае по сравнению с 700C).
И если сравнивать такие колёса и колёса 700C с более узкими покрышками, колёса 650B в итоге окажутся не такими уж маленькими из-за дополнительной толщины резины. В итоге конечный диаметр колёс одного и другого стандарта будет куда более похожим, чем можно предположить.
На такие колёса, как правило, ставят более широкие покрышки – их ширина составляет около 45мм и может доходить до 2.1 дюйма (53мм) и более.
Это, в свою очередь, позволяет райдерам кататься с более низким давлением в шинах, что улучшает как сцепление с поверхностью, так и общий комфорт. Кроме того, больший объём резины позволяет снизить риск проколов, особенно в случае с бескамерными покрышками.
Лучшее сцепление очень полезно на сложных трассах и тропах, а больший комфорт – во время многодневных велопоходов, например.
Напомним также, что райдеры небольшого роста часто выбирают колёса 650B для шоссейных велосипедов – для лучших пропорций и оптимальной управляемости. Это же правило, разумеется, работает и для грэвел-байков.
И, наконец, колёса 650B обычно прочнее, чем 700C просто из-за более коротких спиц.
Поскольку колёса 650B пока ещё остаются новшеством для гревелов, выбор их пока несколько ограничен. Впрочем, ситуация постепенно улучшается.
Большинство покрышек 650B – достаточно широкие (45мм и больше), и протекторы у них обычно довольно выраженные. Можно вспомнить, к примеру, модель WTB Sendero шириной 47мм – по большому счёту, это просто узкая резина для кросс-кантри.
И если у вас уже есть колёса 700C, тогда придётся докупать отдельный комплект 650B. К счастью, сейчас в продаже есть предложения практически для любого бюджета: от самых бюджетных колёс до сверхлёгких карбоновых вилсетов для гонок.
Не стоит также забывать, что вам наверняка понадобятся ещё и камеры для новых колёс – даже если у вас бескамерная резина, хорошо бы иметь с собой хоть одну камеру на случай непредвиденных проблем.
В первую очередь, этот стандарт долгое время был единственно доступным, и поэтому в продаже есть множество колёс такого размера для гревелов.
Если не рассматривать проблему с совместимостью осей, технически вы можете поставить на гравийник колёса как для шоссейного, так и для горного велосипеда.
Но как бы то ни было, не забудьте проверить внутреннюю ширину новых ободов, поскольку она во многом определяет их совместимость с покрышками для гревелов.
Если говорить точнее, стандарт ETRTO (обновлённый в 2020 году) рекомендует использовать обода с внутренней шириной 21мм для покрышек шириной 29-34мм, 23мм – для покрышек 35-46мм и 25мм – для покрышек 47-57мм (до 2.2 дюйма).
Колёс 700C больше в продаже, и точно так же больше в продаже покрышек для них, самой разной ширины и с различными протекторами.
Многие также утверждают, что колёса 700C в силу большего диаметра лучше переезжают через препятствия – так же, как и 29-дюймовые колёса в случае с горными велосипедами. Но здесь надо заметить, что для гревелов всё не так однозначно.
Да, конечно, если взять колёса 700C и 650B с покрышками одинаковой ширины – допустим, 40мм – разумеется, внешний диаметр у колеса 700C будет больше, а значит, и перекатываться через препятствия оно будет лучше.
Но не стоит забывать, что в большинстве случаев на колёса 650B ставят более толстые покрышки, которые нивелируют эту разницу в диаметре – отличие получается совсем незначительным.
Часто говорят и о таком преимуществе колёс 700C, как меньшее сопротивление качению, из-за чего такие колёса чаще выбирают для гравийных гонок.
Это, конечно, по большей части, обобщение – сопротивление качению зависит и от ширины покрышки, и от протектора, и от давления воздуха внутри неё.
Главный их недостаток – это существенное ограничение ширины покрышек, которые можно поставить. Кроме того, ограничены в этом случае будут и грязевые зазоры на велосипеде, и возможность установки крыльев.
Впрочем, это, конечно, зависит от вашей рамы – на многих современных гревелах зазоров достаточно для широких покрышек 700C.
Как и в случае с другими компонентами, этот выбор будет зависеть от того, как вы катаетесь и где собираетесь ездить, когда съедете с асфальта.
Если вы планируете ездить агрессивно, в том числе, по трейлам для горного велосипеда, или хотите пересечь какую-нибудь горную цепь, взяв с собой всё необходимое на неделю – попробуйте 650B.
А если вам важнее быстро ездить по асфальту и гладким грунтовкам, вероятно, стоит выбрать 700C.
Вообще, конечно, эта проблема шире, чем просто выбор размера колёс – многое всё равно будет зависеть от выбора покрышек и от того, какого они в итоге будут диаметра.
Меняются и сами предпочтения райдеров. Джеймс Хитон, специалист компании WTB по маркетингу в Европе, объясняет:
"Популярность наших широких покрышек для гревелов растёт. А инженеры, тем временем, делают велосипеды со всё большими зазорами для резины – таким образом, ещё больше людей могут ощутить преимущества толстых шин. Ранее, по большей части, только колёса 650B давали возможность оценить дополнительный комфорт и сцепление более широких покрышек, но похоже, что в последнее время эта возможность всё больше открывается и для приверженцев 700C."
Олли Грей, бренд-менеджер компании Hunt Bike Wheels, кажется, с этим согласен.
"Сейчас уже часто можно видеть зазоры для резины 700х45, а ещё пару лет назад, если вы хотели широкие покрышки, оставалось только ставить 650B. Да и рамы теперь поменялись – большие колёса с толстыми покрышками сегодня куда проще поставить на велосипед, чем раньше," – говорит он.
По словам Олли, статистика продаж показывает, что колёса 700C всё-таки вытесняют 650B как стандарт для велосипедов с шоссейными рулями.
"Впрочем, не думаю, что 650B совсем уйдёт," – продолжает он, – "Вообще, я считаю, что колёса 650B для гревела – вариант в стиле "поставил и забыл". Если хотите велосипед "два в одном", это – самое простое решение".