Москва
Бонусы:
0
+7 495 215-17-18
Мы в социальных сетях
Сервис и услуги
Подарочные карты
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Что такое TPI (EPI). Как выбрать покрышки для велосипеда

Если посмотреть на характеристики велосипедной покрышки, там будет не только диаметр, ширина и рисунок протектора, но ещё и так называемое число TPI. И, к примеру, у камерных и бескамерных шоссейных покрышек это число может составлять от 60 до 300 и более.

Но что это вообще значит? И всегда ли большее число TPI лучше, чем меньшее? Почему у покрышек с хлопковой сердцевиной такие высокие значения TPI?

В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, чтобы вы, наконец, поняли, что такое число TPI и вообще, имеет ли оно значение.

Что такое TPI покрышки?

Аббревиатура TPI расшифровывается как Threads per Inch, то есть, число нитей на квадратный дюйм площади. Это число определяет качество ткани в стенке покрышки, а некоторые бренды используют акроним EPI – Ends per Inch, то есть, число концов нитей на квадратный дюйм.

Всё это подводит нас к ещё одному вопросу: что вообще такое стенка, или сердцевина покрышки?

Покрышка – это многослойная структура. Снаружи покрышки – слой резины, который формирует её протектор. Под этим слоем обычно есть другой, для защиты от проколов, а на внутреннем крае – два корда, засчёт которых покрышка и держится на ободе. И всё это вместе соединяет как раз сердцевина.

Эта сердцевина выполнена из покрытой резиной ткани и не пропускает воздух. Изготовление подобных вещей не назвать высокотехнологичным процессом – например, компания Hutchinson использует для этого станок, сделанный в 1910 году. Сама ткань – это обычно нейлон, хлопок или хлопок с полиэстером, а вот шёлк здесь хоть и используют, но крайне редко.

При изготовлении покрышки все слои и корды соединяют с этой тканой основой, а затем спаивают вместе посредством вулканизации, под воздействием высоких температур и давления.

Сердцевина покрышки часто состоит из нескольких слоёв, из-за чего число TPI могут понимать по-разному.

Некоторые производители, такие как Continental, просто складывают числа TPI всех слоёв. Таким образом, например, покрышка Grand Prix 5000 на бумаге имеет число TPI в 330, тогда как на самом деле там три слоя 110 TPI. Другие бренды указывают число TPI одного слоя – например, число TPI покрышки Schwalbe Pro One – 127, то есть, по факту оно выше, чем у GP5000 – ведь если здесь сложить TPI всех трёх слоёв, получится 381.

Какое число TPI вам нужно?

Это зависит от материала покрышки и от её назначения.

Если стенки покрышки выполнены из нейлона (который здесь ещё называют полиамидом), TPI будет ниже, чем у стенок из хлопка. Типичное число TPI для шоссейных покрышек с нейлоновыми стенками составляет от 60 до 120 TPI (для каждого слоя), но есть, конечно, модели, где это число будет выше или ниже. В случае с шоссейными покрышками нейлоновые стенки обычно используются для более долговечных моделей.

Хлопковые же стенки чаще можно увидеть у по-настоящему гоночных кличеров или у "трубок". Число TPI для хлопковых стенок обычно составляет 250 и выше – к примеру, у покрышки Challenge Criterium RS оно доходит до 350, а у Specialized Turbo Cotton – до 320.

У покрышек Vittoria Corsa с хлопковыми стенками это число составляет 320 TPI, а у новых покрышек Corsa N.EXT – три слоя нейлона по 110 TPI. Покрышки N.EXT немного дешевле, чем Corsa, но при этом они ненамного тяжелее и, по словам производителя, более долговечны.

Хлопковые стенки обычно описывают как "плетёные". То есть, там есть один центральный слой волокон, а другие его оплетают – таким образом, подобная ткань меньше тянется. Компания Vittoria в плетёных стенках покрышек Corsa использует как хлопок, так и арамид – для большей долговечности.

Почему же число TPI важно?

Обычно стенки с более высоким числом TPI будут легче, поскольку сама ткань здесь тоньше. Кроме того, в этих стенках будет меньше резины, поскольку сами волокна ткани плотнее и расположены ближе друг к другу. А это, опять же, значит, что такие покрышки будут легче.

То есть, как правило, покрышка с высоким числом TPI легче той, где это число меньше. Покрышка с высоким числом TPI будет мягче и лучше гасить вибрации, поскольку более тонкая ткань с меньшим объёмом резины легче деформируется, и такая покрышка лучше переезжает через неровности. Эта деформация, в свою очередь, понижает сопротивление качению, так что обычно покрышки с высоким числом TPI более накатистые.

А с мягкостью резины всё не совсем так – более жёсткая резина будет деформироваться меньше, чем мягкая, но она будет более устойчива к износу.

Другие особенности покрышки также могут влиять на её вес и сопротивление качению. Например, зимние шоссейные покрышки всегда тяжелее летних. У зимней покрышки Continental Grand Prix 4 Season такие же трёхслойные стенки по 110 TPI, как и у Grand Prix 5000, но там ещё есть защитный слой Duraskin по всей поверхности и два защитных слоя Vectran под протектором, соответственно, эта покрышка будет тяжелее и намного жёстче, чем Grand Prix 5000.

Большее число TPI всегда лучше?

Ну вообще, не совсем так. Скажем, обычно покрышка с высоким числом TPI будет дороже, и в связи с этим у многих покрышек для повседневного использования число TPI невелико. Стоит помнить и о том, что более тонкие боковые стенки покрышек с высоким числом TPI более уязвимы – их проще проколоть.

Покрышки Grand Prix 5000 с тремя слоями ткани по 110 TPI можно сравнить со стандартными Grand Prix или Gatorskin, где тоже три таких слоя, но уже по 60 TPI. У многих покрышек для грэвел-байков число TPI невысокое – опять же, для большей долговечности, а у других оно, как у шоссейных моделей, большое, но тогда там есть дополнительные слои для защиты от проколов.

По словам Оливера Кейзела, эксперта по покрышкам из компании Speciallized, число в 120 TPI можно считать оптимальным для покрышек с нейлоновыми стенками, а 60 TPI – для более долговечных моделей. Компания Specialized проводила специальные исследования, из которых инженеры заключили, что делать стенки покрышек плотнее, чем 120 TPI смысла нет.

Хлопковые стенки менее устойчивы к проколам, чем нейлоновые, к тому же, они лучше впитывают влагу, так что подобные покрышки менее долговечны. Ну и всякий, кто катался зимой на покрышках с хлопковыми стенками, подтвердит, что они куда быстрее пачкаются.