Содержание
Геометрия горных велосипедов сильно поменялась за последние 20 лет. Здесь мы объясняем, как каждое отдельное значение геометрии влияет на поведение байка.
Геометрия – это, пожалуй, одна из главных для велосипеда вещей. Понимание геометрии не только даёт представление о том, какая у вас будет посадка, но и о том, как велосипед едет вверх и вниз, как он поворачивает, легко ли вам будет ехать на заднем колесе и прыгать. Компоненты байка могут изнашиваться и меняться, но геометрия его не изменится, пока он у вас есть. В итоге подходящая для вас геометрия будет зависеть от вашей комплекции, от того, где и как вы катаетесь – если с ней всё хорошо, ощущения от катания также будут хорошими.
Еще больше интересного в нашем Telegram: https://t.me/probikeru
Краткая история геометрии горных велосипедов
В 1976 году пионеры горного велосипеда катались по пожарным дорогам в Марин Каунти, в штате Калифорния – они затаскивали свои переделанные круизеры наверх холма, а потом спускались вниз на максимальных скоростях. Тогда и зародилась первая гонка на горных велосипедах под названием Repack. Появился новый вид спорта, и вскоре жестянщики, сварщики и инженеры стали наперебой делать велосипеды новых конструкций в попытках создать самый лучший и оптимальный.
Девяностые и начало двухтысячных стали для велоспорта прямо-таки временем Дикого Запада – в то время конструкторы горных велосипедов постоянно пытались найти всё лучшие и лучшие варианты. Где-то к 2010 году это потихоньку прекратилось, поскольку многие конструкции по факту оказались ненадёжными, неэффективными, а иногда и опасными для райдеров.
Новое же поколение велосипедов уже было намного функциональнее – они позволяли быстрее и дольше ездить по более сложному рельефу, как вверх, так и вниз. Но вскоре границы возможного для них (это всё ещё были модели, в какой-то мере похожие на самые первые горные велосипеды) были достигнуты, и стало ясно – чтобы двигаться дальше, нужно решительно менять геометрию.
Геометрия современных горных велосипедов
За последние десять лет геометрия горных велосипедов изменилась особенно сильно – современные байки ощущаются уже совсем не так, как старые. Вдобавок к этому расширились и сами таблицы геометрии – теперь они уже касались не только ростовок рамы, но и предпочтений в катании. На первый взгляд эти таблицы могут показаться совершенно непонятным набором цифр, но в данной статье мы поможем вам в них разобраться.
Мы считаем, что лучше всего вам будет кататься на правильно подобранном байке – это касается не только вашей антропометрии, но и того, где и как вы катаетесь. Инженеры, дизайнеры и тест-райдеры провели немало часов в попытках найти идеальную формулу геометрии для каждого, чтобы вы могли полностью сосредоточиться именно на катании. Может показаться, что разница между цифрами здесь не такая большая, но именно небольшие детали и отличают хорошие велосипеды от всех остальных.
36867, 41771, 41770, 37393, 36658, 40954, 37391
Какой длины подседельная трубы вам нужна?
Длина подседельной трубы – наверно, самый важный параметр с точки зрения посадки на велосипеде. В геометрии горных велосипедов было множество изменений, но именно длина подседельной трубы оставалась почти неизменной. Здесь всё достаточно просто – если подседельная труба слишком длинная, рама будет вам велика, а если слишком короткая, вы не сможете нормально крутить педали.
Во всех наших таблицах геометрии указан диапазон высоты седла, на которую рассчитана конкретная рама в зависимости от подседельного штыря байка – соответственно, остаётся просто замерить нужную вам высоту седла при помощи измерительной ленты. Например, велосипед Canyon Spectral размера M с регулируемым подседельным штырём, где ход составляет 150мм подойдёт тем, кому нужна высота седла от 670 до 805мм.
А какая длина подседельной трубы нужна, чтобы поставить дроппер?
Всё немного усложняется, если вы захотите поставить регулируемый подседельный штырь. Предположим, ход вашего штыря составляет 150мм – в таком случае вам нужно учитывать и длину подседельной трубы, и длину штыря в максимально раздвинутом положении, и высоту подседельного зажима, и головки штыря. В целом, подседельные трубы сейчас стали короче, но рассчитать всё это не так просто.
Почему эффективная длина переднего треугольника ("рич") важна для горных велосипедов?
Эффективная длина переднего треугольника – одно из недавних дополнений в таблицах геометрии и один из самых важных параметров, по которым можно судить, как велосипед будет ощущаться в езде. В прошлом (да и сегодня в случае с шоссейными велосипедами) часто рассматривали длину верхней трубы и эффективную длину верхней трубы. Эти параметры говорят о том, как далеко подседельная труба находится от рулевой – если вы собираетесь, по большей части, ездить сидя, это довольно важно.
В случае с горными велосипедами эффективная длина переднего треугольника помогает понять, как велосипед ощущается, когда вы едете стоя – а ведь именно тогда и происходит всё самое интересное. Эффективная длина – это горизонтальное расстояние от центра каретки до рулевого стакана, что примерно соответствует тому, как будет расположен ваш корпус, когда вы встанете с седла.
Отличается ли "рич" у горных велосипедов для разных стилей катания?
Обычно на байках для кросс-кантри этот параметр будет меньше, чем на моделях для эндуро или даунхила. Дело в том, что на кросс-кантрийные велосипеды ставят более длинные выносы, и для компенсации этого "рич" приходится уменьшать. К примеру, у модели Canyon Neuron размера M "рич" составляет 433мм, а у Spectral для более агрессивного катания он равен 460мм. Такая разница кажется большой, но Neuron размера M рассчитан на вынос длиной 60мм, а Spectral – на 40-миллиметровый вынос, так что итоговое расстояние от каретки и седла до руля будет похожим. Маркетологи Canyon, к примеру, представили в таблицах параметр под названием "рич+", куда входит также длина выноса.
Насколько сильно различается "рич" для разных людей?
Если дальше говорить об эффективной длине переднего треугольника, во многом это – дело личных предпочтений, и разным людям нравятся как короткие, так и длинные велосипеды. Длинный велосипед будет стабильнее на скорости, но с ним могут быть проблемы на резких поворотах или когда вы едете на заднем колесе. О более коротких велосипедах обычно говорят, что они ведут себя более оживлённо, но у них есть и обратная сторона – это худшая стабильность, когда вы едете быстро. К примеру, велосипед Strive, на котором выигрывали гонки EWS, на 20мм длиннее, чем более универсальный Spectral – "рич"для ростовки M здесь составляет 480мм.
По сути, на вопрос, подойдёт ли вам тот или иной велосипед, нет однозначного ответа – всё зависит от того, что именно вам кажется удобнее и лучше.
Почему для горных велосипедов важна высота рамы?
Теперь, когда вы знаете, насколько длинный велосипед вам нужен, нужно ответить на следующий вопрос – насколько высок должен быть его передний треугольник. Не забывайте, что вы можете существенно повлиять на его высоту, поменяв руль, вынос и количество колец под выносом. Однако, сама по себе высота рамы – в любом случае то, с чем приходится считаться. Это вертикальное расстояние от центра каретки до верха рулевого стакана. Соответственно, этот параметр влияет на то, как высоко будет расположен руль по отношению к вашим ногам. Раньше ещё часто использовали в расчётах саму длину стакана – но в таком случае всё равно приходится рассчитывать, насколько высоко она по отношению к каретке, да и угол её наклона здесь играет роль. То есть, высота рамы – намного более простое измерение, где всё это уже принято во внимание.
38169, 41773, 41089, 38167, 41772, 37380, 41769
Различается ли высота рамы на велосипедах для разных стилей катания?
На кросс-кантрийных байках, таких как Canyon Lux, на котором выиграли Кубок Мира по кросс-кантри, высота рамы обычно меньше. На Lux размера M высота рамы составляет 582мм – это считается мало. Так происходит потому, что гонщики кросс-кантри часто используют низкие рули, что помогает на подъёмах – благодаря низкому центру тяжести переднее колесо меньше отрывается от земли. С другой стороны, у фрирайдного байка Canyon Torque высота рамы составляет 632мм – в итоге на нём вы чувствуете себя увереннее, проезжая крутые спуски. У трейловых велосипедов, таких как Neuron, высота рамы для размера M составляет 614мм – это как раз оптимальное среднее значение.
Как угол рулевой трубы влияет на управляемость велосипеда?
Угол рулевой трубы рамы определяет, как велосипед будет рулиться. Если длина подседельной трубы, высота рамы и "рич" влияют на посадку в целом, угол рулевой уже будет влиять не на посадку, а на саму функциональность велосипеда.
Что значит "крутой" и "заваленный" угол?
Если сравнить Canyon Lux с даунхильным байком Canyon Sender, различия, конечно, очевидны. У Lux угол рулевой трубы составляет 68,5 градусов, что по современным меркам достаточно много. В кросс-кантри, где подъёмы всё-таки куда более важны, крутой угол рулевой трубы обеспечивает велосипеду лучшую управляемость на малых скоростях. Впрочем, компромисс здесь в том, что когда вы поедете быстрее, уверенности у вас уже будет меньше.
В то же время, Sender разработан исключительно для даунхила и высоких скоростей – там угол рулевой равен 63 градусам, и можно сказать, что он "заваленный". Руление при этом происходит медленнее, и вы чувствуете себя увереннее. "Заваленный" угол также способствует удлинению передней части байка, что положительно влияет на стабильность. А вот если вы поедете на Sender в гору, вы почувствуете, что управляется он медленно и вяло, да и маневренности на узких участках ему недостаёт.
Какой угол рулевой должен быть на трейловом велосипеде?
Если рассматривать что-то среднее между этими велосипедами, здесь угол рулевой может означать различия между конкретными моделями. И Spectral, и Neuron – это байки для трейлрайдинга, но если посмотреть на угол рулевой трубы, станет очевидна разница между ними. Так, у Neuron этот угол составляет 67 градусов, что уже ближе к модели Lux – соответственно, он лучше подойдёт тем, кто предпочитает катание, больше похожее на кросс-кантри. Если же вам интереснее спуски, то у Spectral угол рулевой всего на градус больше, чем у Sender – 64 градуса.
Какие перья выбрать – короткие или длинные?
Длина нижних перьев рамы сильно влияет на поведение велосипеда, на его стабильность. "Нестабильность" звучит не очень, но этот параметр важен для управляемости и маневренности. Если бы у вас был абсолютно стабильный велосипед, катание на нём напоминало бы езду на поезде, когда вы не можете свернуть с рельс. Соответственно, какой-то уровень нестабильности вам необходим. Вопрос только, какой.
Основное правило здесь такое, что чем короче нижние перья, тем маневреннее велосипед, тогда как байк с длинными перьями будет стабильнее, и увести его с траектории тяжелее. Многие предпочитают короткие перья, поскольку в таком случае на велосипеде легче ехать на заднем колесе и поворачивать – с длинными всё это будет чисто физически сложнее. Впрочем, если всё, что вам нужно – это быстро ездить вниз, длинные перья – нормальный выбор.
На каких велосипедах короткие перья, а на каких – длинные?
На гоночных байках вроде Sender, которые рассчитаны на максимальные скорости, часто бывают длинные перья – в случае с Sender это 445мм. Гонщики кросс-кантри обычно выбирают перья покороче – не только из-за лучшей маневренности, но ещё потому, что короткий задний треугольник жёстче. Например, длина нижних перьев у модели Lux составляет 432мм.
В некоторых случаях та же компания Canyon меняет длину нижних перьев рамы в зависимости от конкретного стиля катания. Например, модель Spectral выпускается в трёх версиях – с колёсами 29, 27,5 дюймов и с разными. У версии с большими колёсами спереди и сзади стоят 29-дюймовые для большей универсальности, а модели с 27,5-дюймовыми и с разными колёсами подойдут тем, кому нравится более оживлённое поведение велосипеда. К примеру, на велосипеде с 29-дюймовыми колёсами – перья длиной 437мм, а на байках с колёсами поменьше – более короткие, 432мм, для лучшего поведения на спусках.
Почему на электробайках нижние перья другой длины?
На горных электробайках обычно бывают более длинные перья, поскольку мотор позволяет вам заезжать в более крутые подъёмы, чем в случае с обычным велосипедом. На таких подъёмах длинные перья обеспечивают немного лучшее распределение веса и помогают сохранять контроль над велосипедом. Именно по этой причине у обычного велосипеда Spectral 29 длина нижних перьев составляет 437мм, а у Spectral:ON – 440мм.
Крутой угол подседельной трубы – это лучше или хуже?
Угол подседельной трубы говорит о том, для чего лучше подходит велосипед – для езды по равнине или для подъёмов. Когда этот угол острее, ваш вес находится больше сзади – таким образом, при езде по равнине руки разгружаются. С крутым же углом подседельной трубы вес смещён несколько вперёд – соответственно, нагрузка на руки при езде по плоскости будет выше. Зато как только начинаются подъёмы, вы будете в лучшем положении – ваш вес будет как раз в центре байка, что хорошо для управляемости.
36657, 37936, 41767, 36657, 36869, 42190, 42189
Как различается угол подседельной трубы на велосипедах для разных стилей катания?
В связи с вышесказанным, угол подседельной трубы на велосипеде Strive, предназначенном для эндуро, будет круче – 78 градусов, в то время как на кросс-кантрийном Lux, который больше рассчитан на езду по равнине, он острее – 75 градусов.