Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Геометрия горного велосипеда. Всё, что вы хотели знать

Содержание

Геометрия горных велосипедов сильно поменялась за последние 20 лет. Здесь мы объясняем, как каждое отдельное значение геометрии влияет на поведение байка.

Геометрия – это, пожалуй, одна из главных для велосипеда вещей. Понимание геометрии не только даёт представление о том, какая у вас будет посадка, но и о том, как велосипед едет вверх и вниз, как он поворачивает, легко ли вам будет ехать на заднем колесе и прыгать. Компоненты байка могут изнашиваться и меняться, но геометрия его не изменится, пока он у вас есть. В итоге подходящая для вас геометрия будет зависеть от вашей комплекции, от того, где и как вы катаетесь – если с ней всё хорошо, ощущения от катания также будут хорошими.

Еще больше интересного в нашем Telegram: https://t.me/probikeru

Краткая история геометрии горных велосипедов

В 1976 году пионеры горного велосипеда катались по пожарным дорогам в Марин Каунти, в штате Калифорния – они затаскивали свои переделанные круизеры наверх холма, а потом спускались вниз на максимальных скоростях. Тогда и зародилась первая гонка на горных велосипедах под названием Repack. Появился новый вид спорта, и вскоре жестянщики, сварщики и инженеры стали наперебой делать велосипеды новых конструкций в попытках создать самый лучший и оптимальный.

Девяностые и начало двухтысячных стали для велоспорта прямо-таки временем Дикого Запада – в то время конструкторы горных велосипедов постоянно пытались найти всё лучшие и лучшие варианты. Где-то к 2010 году это потихоньку прекратилось, поскольку многие конструкции по факту оказались ненадёжными, неэффективными, а иногда и опасными для райдеров.

Новое же поколение велосипедов уже было намного функциональнее – они позволяли быстрее и дольше ездить по более сложному рельефу, как вверх, так и вниз. Но вскоре границы возможного для них (это всё ещё были модели, в какой-то мере похожие на самые первые горные велосипеды) были достигнуты, и стало ясно – чтобы двигаться дальше, нужно решительно менять геометрию.

Геометрия современных горных велосипедов

За последние десять лет геометрия горных велосипедов изменилась особенно сильно – современные байки ощущаются уже совсем не так, как старые. Вдобавок к этому расширились и сами таблицы геометрии – теперь они уже касались не только ростовок рамы, но и предпочтений в катании. На первый взгляд эти таблицы могут показаться совершенно непонятным набором цифр, но в данной статье мы поможем вам в них разобраться.

Мы считаем, что лучше всего вам будет кататься на правильно подобранном байке – это касается не только вашей антропометрии, но и того, где и как вы катаетесь. Инженеры, дизайнеры и тест-райдеры провели немало часов в попытках найти идеальную формулу геометрии для каждого, чтобы вы могли полностью сосредоточиться именно на катании. Может показаться, что разница между цифрами здесь не такая большая, но именно небольшие детали и отличают хорошие велосипеды от всех остальных.

Какой длины подседельная трубы вам нужна?

Длина подседельной трубы – наверно, самый важный параметр с точки зрения посадки на велосипеде. В геометрии горных велосипедов было множество изменений, но именно длина подседельной трубы оставалась почти неизменной. Здесь всё достаточно просто – если подседельная труба слишком длинная, рама будет вам велика, а если слишком короткая, вы не сможете нормально крутить педали.

Во всех наших таблицах геометрии указан диапазон высоты седла, на которую рассчитана конкретная рама в зависимости от подседельного штыря байка – соответственно, остаётся просто замерить нужную вам высоту седла при помощи измерительной ленты. Например, велосипед Canyon Spectral размера M с регулируемым подседельным штырём, где ход составляет 150мм подойдёт тем, кому нужна высота седла от 670 до 805мм.

А какая длина подседельной трубы нужна, чтобы поставить дроппер?

Всё немного усложняется, если вы захотите поставить регулируемый подседельный штырь. Предположим, ход вашего штыря составляет 150мм – в таком случае вам нужно учитывать и длину подседельной трубы, и длину штыря в максимально раздвинутом положении, и высоту подседельного зажима, и головки штыря. В целом, подседельные трубы сейчас стали короче, но рассчитать всё это не так просто.

Почему эффективная длина переднего треугольника ("рич") важна для горных велосипедов?

Эффективная длина переднего треугольника – одно из недавних дополнений в таблицах геометрии и один из самых важных параметров, по которым можно судить, как велосипед будет ощущаться в езде. В прошлом (да и сегодня в случае с шоссейными велосипедами) часто рассматривали длину верхней трубы и эффективную длину верхней трубы. Эти параметры говорят о том, как далеко подседельная труба находится от рулевой – если вы собираетесь, по большей части, ездить сидя, это довольно важно.

В случае с горными велосипедами эффективная длина переднего треугольника помогает понять, как велосипед ощущается, когда вы едете стоя – а ведь именно тогда и происходит всё самое интересное. Эффективная длина – это горизонтальное расстояние от центра каретки до рулевого стакана, что примерно соответствует тому, как будет расположен ваш корпус, когда вы встанете с седла.

Отличается ли "рич" у горных велосипедов для разных стилей катания?

Обычно на байках для кросс-кантри этот параметр будет меньше, чем на моделях для эндуро или даунхила. Дело в том, что на кросс-кантрийные велосипеды ставят более длинные выносы, и для компенсации этого "рич" приходится уменьшать. К примеру, у модели Canyon Neuron размера M "рич" составляет 433мм, а у Spectral для более агрессивного катания он равен 460мм. Такая разница кажется большой, но Neuron размера M рассчитан на вынос длиной 60мм, а Spectral – на 40-миллиметровый вынос, так что итоговое расстояние от каретки и седла до руля будет похожим. Маркетологи Canyon, к примеру, представили в таблицах параметр под названием "рич+", куда входит также длина выноса.

Насколько сильно различается "рич" для разных людей?

Если дальше говорить об эффективной длине переднего треугольника, во многом это – дело личных предпочтений, и разным людям нравятся как короткие, так и длинные велосипеды. Длинный велосипед будет стабильнее на скорости, но с ним могут быть проблемы на резких поворотах или когда вы едете на заднем колесе. О более коротких велосипедах обычно говорят, что они ведут себя более оживлённо, но у них есть и обратная сторона – это худшая стабильность, когда вы едете быстро. К примеру, велосипед Strive, на котором выигрывали гонки EWS, на 20мм длиннее, чем более универсальный Spectral – "рич"для ростовки M здесь составляет 480мм.

По сути, на вопрос, подойдёт ли вам тот или иной велосипед, нет однозначного ответа – всё зависит от того, что именно вам кажется удобнее и лучше.

Почему для горных велосипедов важна высота рамы?

Теперь, когда вы знаете, насколько длинный велосипед вам нужен, нужно ответить на следующий вопрос – насколько высок должен быть его передний треугольник. Не забывайте, что вы можете существенно повлиять на его высоту, поменяв руль, вынос и количество колец под выносом. Однако, сама по себе высота рамы – в любом случае то, с чем приходится считаться. Это вертикальное расстояние от центра каретки до верха рулевого стакана. Соответственно, этот параметр влияет на то, как высоко будет расположен руль по отношению к вашим ногам. Раньше ещё часто использовали в расчётах саму длину стакана – но в таком случае всё равно приходится рассчитывать, насколько высоко она по отношению к каретке, да и угол её наклона здесь играет роль. То есть, высота рамы – намного более простое измерение, где всё это уже принято во внимание.

Различается ли высота рамы на велосипедах для разных стилей катания?

На кросс-кантрийных байках, таких как Canyon Lux, на котором выиграли Кубок Мира по кросс-кантри, высота рамы обычно меньше. На Lux размера M высота рамы составляет 582мм – это считается мало. Так происходит потому, что гонщики кросс-кантри часто используют низкие рули, что помогает на подъёмах – благодаря низкому центру тяжести переднее колесо меньше отрывается от земли. С другой стороны, у фрирайдного байка Canyon Torque высота рамы составляет 632мм – в итоге на нём вы чувствуете себя увереннее, проезжая крутые спуски. У трейловых велосипедов, таких как Neuron, высота рамы для размера M составляет 614мм – это как раз оптимальное среднее значение.

Как угол рулевой трубы влияет на управляемость велосипеда?

Угол рулевой трубы рамы определяет, как велосипед будет рулиться. Если длина подседельной трубы, высота рамы и "рич" влияют на посадку в целом, угол рулевой уже будет влиять не на посадку, а на саму функциональность велосипеда.

Что значит "крутой" и "заваленный" угол?

Если сравнить Canyon Lux с даунхильным байком Canyon Sender, различия, конечно, очевидны. У Lux угол рулевой трубы составляет 68,5 градусов, что по современным меркам достаточно много. В кросс-кантри, где подъёмы всё-таки куда более важны, крутой угол рулевой трубы обеспечивает велосипеду лучшую управляемость на малых скоростях. Впрочем, компромисс здесь в том, что когда вы поедете быстрее, уверенности у вас уже будет меньше.

В то же время, Sender разработан исключительно для даунхила и высоких скоростей – там угол рулевой равен 63 градусам, и можно сказать, что он "заваленный". Руление при этом происходит медленнее, и вы чувствуете себя увереннее. "Заваленный" угол также способствует удлинению передней части байка, что положительно влияет на стабильность. А вот если вы поедете на Sender в гору, вы почувствуете, что управляется он медленно и вяло, да и маневренности на узких участках ему недостаёт.

Какой угол рулевой должен быть на трейловом велосипеде?

Если рассматривать что-то среднее между этими велосипедами, здесь угол рулевой может означать различия между конкретными моделями. И Spectral, и Neuron – это байки для трейлрайдинга, но если посмотреть на угол рулевой трубы, станет очевидна разница между ними. Так, у Neuron этот угол составляет 67 градусов, что уже ближе к модели Lux – соответственно, он лучше подойдёт тем, кто предпочитает катание, больше похожее на кросс-кантри. Если же вам интереснее спуски, то у Spectral угол рулевой всего на градус больше, чем у Sender – 64 градуса.

Какие перья выбрать – короткие или длинные?

Длина нижних перьев рамы сильно влияет на поведение велосипеда, на его стабильность. "Нестабильность" звучит не очень, но этот параметр важен для управляемости и маневренности. Если бы у вас был абсолютно стабильный велосипед, катание на нём напоминало бы езду на поезде, когда вы не можете свернуть с рельс. Соответственно, какой-то уровень нестабильности вам необходим. Вопрос только, какой.

Основное правило здесь такое, что чем короче нижние перья, тем маневреннее велосипед, тогда как байк с длинными перьями будет стабильнее, и увести его с траектории тяжелее. Многие предпочитают короткие перья, поскольку в таком случае на велосипеде легче ехать на заднем колесе и поворачивать – с длинными всё это будет чисто физически сложнее. Впрочем, если всё, что вам нужно – это быстро ездить вниз, длинные перья – нормальный выбор.

На каких велосипедах короткие перья, а на каких – длинные?

На гоночных байках вроде Sender, которые рассчитаны на максимальные скорости, часто бывают длинные перья – в случае с Sender это 445мм. Гонщики кросс-кантри обычно выбирают перья покороче – не только из-за лучшей маневренности, но ещё потому, что короткий задний треугольник жёстче. Например, длина нижних перьев у модели Lux составляет 432мм.

В некоторых случаях та же компания Canyon меняет длину нижних перьев рамы в зависимости от конкретного стиля катания. Например, модель Spectral выпускается в трёх версиях – с колёсами 29, 27,5 дюймов и с разными. У версии с большими колёсами спереди и сзади стоят 29-дюймовые для большей универсальности, а модели с 27,5-дюймовыми и с разными колёсами подойдут тем, кому нравится более оживлённое поведение велосипеда. К примеру, на велосипеде с 29-дюймовыми колёсами – перья длиной 437мм, а на байках с колёсами поменьше – более короткие, 432мм, для лучшего поведения на спусках.

Почему на электробайках нижние перья другой длины?

На горных электробайках обычно бывают более длинные перья, поскольку мотор позволяет вам заезжать в более крутые подъёмы, чем в случае с обычным велосипедом. На таких подъёмах длинные перья обеспечивают немного лучшее распределение веса и помогают сохранять контроль над велосипедом. Именно по этой причине у обычного велосипеда Spectral 29 длина нижних перьев составляет 437мм, а у Spectral:ON – 440мм.

Крутой угол подседельной трубы – это лучше или хуже?

Угол подседельной трубы говорит о том, для чего лучше подходит велосипед – для езды по равнине или для подъёмов. Когда этот угол острее, ваш вес находится больше сзади – таким  образом, при езде по равнине руки разгружаются. С крутым же углом подседельной трубы вес смещён несколько вперёд – соответственно, нагрузка на руки при езде по плоскости будет выше. Зато как только начинаются подъёмы, вы будете в лучшем положении – ваш вес будет как раз в центре байка, что хорошо для управляемости.

Как различается угол подседельной трубы на велосипедах для разных стилей катания?

В связи с вышесказанным, угол подседельной трубы на велосипеде Strive, предназначенном для эндуро, будет круче – 78 градусов, в то время как на кросс-кантрийном Lux, который больше рассчитан на езду по равнине, он острее – 75 градусов.