Долгое время на рынке шоссейных компонентов доминировали Shimano и Campagnolo. Сегодня на место Campagnolo, по сути, пришла компания SRAM – на подавляющем большинстве современных шоссейников стоят либо японские, либо американские компоненты. Некоторые райдеры предпочитают определённый бренд из этих двух, но всё же большинство (в которое входим и мы) не уверены, детали какого производителя лучше выбрать.
Да, вопрос не самый простой – но он обязательно встаёт перед тем, кто покупает новый велосипед. Вообще-то, вопросов здесь много – разные линейки, иерархия компонентов, механические либо электрические трансмиссии, удобство, эстетичность, да и доступность тоже. В данной статье мы не хотели бы утверждать, что один бренд лучше, а другой – хуже. Цель этого разбора – подчеркнуть сходства и различия между брендами и их продукцией.
Начнём с самого начала: что вообще такое групсет?
Понятие "групсет" включает механические компоненты, благодаря которым велосипед приходит в движение и замедляется. Сюда входят манетки (электрические или механические), тормоза (ручки и калиперы), система шатунов, кассета, цепь, передний и задний переключатели. Когда мы говорим о "трансмиссии", здесь будет всё то же самое, кроме тормозов.
Какой бренд компонентов – самый популярный?
На данный момент компания Shimano сохраняет лидерские позиции на рынке шоссейных групсетов – именно эти японские компоненты ставят более чем на 3 велосипеда из 4. Означает ли это, что детали Shimano лучше, чем у других производителей? Совершенно не обязательно. Причины этого лидерства во многом исторические – Shimano производит велосипедные компоненты уже больше века (компания основана в 1921 году), тогда как первый магазин SRAM открылся в 1987 году.
|
Shimano |
SRAM |
Шоссе |
76% |
18,5% |
Гравий / циклокросс |
51,1% |
46,9% |
МТБ |
27,7% |
71,5% |
Здесь стоит отметить, что на рынке компонентов для грэвел-байков доли у этих брендов примерно равные, а в мире горных велосипедов ситуация и вовсе противоположная. Так, компания SRAM выпустила 12-скоростной групсет XX1 Eagle, который задал определённую планку для других.
Какие уровни компонентов есть у этих производителей?
|
Shimano |
SRAM |
Начальный |
Tiagra |
Apex |
Средний |
105 |
Rival |
Высокий |
Ultegra |
Force |
Топовый |
Dura-Ace |
Red |
Здесь всё достаточно просто. Если не брать в расчёт самые бюджетные детали, у Shimano и SRAM есть по три главных линейки групсетов, которые вполне сравнимы друг с другом.
Какие линейки стоит выбирать в зависимости от вашего опыта?
Самый бюджетные компоненты рассчитаны на новичков. Если вы только начинаете кататься, но у вас есть достаточно средств, рекомендуем всё-таки присмотреться к компонентам средней ценовой категории.
Детали средней ценовой категории уже предназначены для более опытных велосипедистов. Они надёжны и прочны, хорошо работают. Их соотношение цены и качества можно считать лучшим при регулярном использовании.
Топовые компоненты – это то, что используют профессиональные спортсмены. Здесь есть всё – высокие скорости, отличная эргономика и дизайн.
Это детали для тех, кто участвует в соревнованиях (или просто для тех, кто может их себе позволить). Проще говоря, самые лёгкие и гладко работающие компоненты.
Чем же отличаются бренды друг от друга?
Пожалуй, краткое резюме здесь будет лучше большой таблицы. И у Shimano, и у SRAM существуют три линейки групсетов – это механические 11-скоростные версии или 12-скоростные электрические – у SRAM они называются eTap AXS, а у Shimano – Di2. При этом, у всех групсетов SRAM есть версии с одной ведущей звездой (в случае с Shimano это не так – японская компания по-прежнему верна двум звёздам). Если говорить о 13-скоростных групсетах, их пока по-прежнему мало – но если вы хотите такой купить, обратите внимание на Rotor Uno и Campagnolo Ekar.
Небольшое напоминание: если вы сомневаетесь в выборе тормозов или типа трансмиссии будущего велосипеда, вы всегда можете обратиться к нашим статьям по этим вопросам.
1. Материалы и технологии
Конкуренция компаний Shimano и SRAM продолжается уже более 30 лет, и сейчас они – несомненные лидеры рынка. Основные же их различия в плане технологий и дизайна следующие:
Дизайн манеток (STI и DoubleTap), конструкция кареток (Hollowtech II и Hub) и барабаны задних втулок (MicroSpline и XD)
Особенности электрических трансмиссий (полубеспроводная система Di2 и беспроводная AXS) и материал шатунов (алюминиевый сплав и углеволокно)
Линейки (традиционная и X-Range)
Тормозная жидкость (минеральное масло и DOT)
2. Цена и вес
Подробнее об этом мы поговорим чуть ниже.
3. Эстетическая составляющая
Все мы знаем, что о вкусах не спорят.
4. Эргономика
Вообще, спорить об эргономике – это почти как спорить о вкусах. Не существует какого-то "лучшего" групсета – разные производители делают разный выбор касаемо материалов, их сцепления с руками и возможностей для регулировки. Причём, эти решения отличаются как технически, так и с точки зрения дизайна. В итоге каждому нужно выбирать тот групсет, который подходит именно ему.
5. Надёжность
Здесь, конечно, можно начать довольно рискованное сравнение... Для нас, естественно, важна долговечность компонентов, а также возможность их регулировать и обслуживать. Кстати, у нас есть отдельная статья касаемо обслуживания шоссейных велосипедов.
6. Совместимость
Если в случае с механическими трансмиссиями ещё как-то можно сочетать между собой компоненты от разных производителей, то в случае с групсетами электрическими это очень трудно или вовсе невозможно. Иногда вы не сможете сочетать даже компоненты из разных линеек одного бренда. Так что единственная гарантия оптимальной работы компонентов здесь – это их принадлежность к одному групсету.
7. Доступность компонентов
Будь то SRAM или Shimano, проблема дефицита компонентов сейчас порой по-прежнему присутствует. И сложно сказать, чего в этом плане ждать от будущего. В общем – держите ухо востро.
Чем отличаются разные линейки компонентов от одного бренда?
Разумеется, чем выше уровень компонентов, тем они будут качественнее, легче, надёжнее, красивее и лучше в работе. Будет расти уровень материалов (титановые болтики, карбоновые элементы, керамические подшипники), передачи будут переключаться быстрее, тормоза будут лучше работать... и цены, конечно, будут выше.
|
Цена |
Вес |
Shimano 105 Disc 11
SRAM Rival 1 HRD (1×11)
|
1 000 – 1 100 € |
2 932 – 3 159 г |
Shimano Ultegra Disc 11
SRAM Force 1 HRD (1×11)
|
1 300 – 1 600 € |
2 669 – 2 779 г |
Shimano Ultegra Di2 Disc 11
SRAM Force eTap 12 AXS HRD
|
2 200 – 2 600 €
|
2 718 – 2 793 г |
Shimano Ultegra Di2 Disc 12
SRAM Force eTap 12 AXS HRD
|
2 500 € |
2 716 – 2 788 г |
Shimano Dura-Ace Di2 Disc 11
SRAM Red eTap 12 AXS HRD
|
3 500 – 3 700 € |
2 498 – 2 503 г |
Shimano Dura-Ace Di2 Disc 12
SRAM Red eTap 12 AXS HRD
|
3 600 – 4 000 € |
2 442 – 2 516 г |
Если смотреть на цены и вес компонентов (очень важные составляющие), можно заметить, что когда одно растёт, другое – уменьшается. Таким образом, разница в весе между разными линейками может быть существенной – например, 2000 и 3500 граммов. А стоимость полного групсета может составлять от 1000 до 4000 евро. С другой стороны, различия между разными брендами в рамках одной ценовой категории уже не так значительны.
Какую электронную трансмиссию выбрать – SRAM eTap AXS или Shimano Di2?
Если вы хотите подробнее узнать о двух этих системах и сделать правильный выбор, у нас есть отдельные статьи на этот счёт.
Вывод
Надеемся, теперь у вас точно есть понимание о различиях между групсетами от ведущих производителей. Конечно, прежде чем сделать выбор, в идеале желательно опробовать разные компоненты от каждого бренда (если у вас есть такая возможность) и посмотреть, какие для вас удобнее всего в рамках вашего бюджета.